Наверх
Официальный сайт Правительства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 25 апреля 2019

Обновлено 24 минуты назад

Промышленность и транспорт

02 апреля 2019

Промышленный комплекс

Промышленный комплекс составляет основу индустриального и инновационного развития Хабаровского края. На промышленных предприятиях создается высокотехнологичная конкурентоспособная продукция, формируется высококвалифицированный трудовой потенциал.

Значительную долю в промышленном комплексе занимают отрасли машиностроения и металлургического производства.

Основу промышленного производства составляют крупнейшие машиностроительные предприятия, включая оборонные, в области авиа- и судостроения. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности.

Развитие авиастроительной отрасли в крае предусматривает сохранение и укрепление потенциала военного авиастроения, развитие программы гражданского авиастроения.

Базовые предприятия авиастроительного сектора – филиал ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" (далее – филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ"), Комсомольский-на-Амуре филиал АО "Гражданские самолеты Сухого" (далее – КнАФ АО "ГСС") входят в состав ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

Основу производственной военной программы филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" составляет выпуск современной боевой авиационной техники для Министерства обороны Российской Федерации. Предприятие производит современные истребители Су-35С и Су-57.

С 2011 г. совместно с Комсомольском-на-Амуре филиалом АО "ГСС" осуществляется освоение программы гражданского авиастроения по выпуску регионального самолета "Сухой Суперджет-100" (далее − SSJ-100). С 2008 по 2018 годы КнАФ АО "ГСС" выпущено 175 самолетов SSJ-100, включая опытные образцы.

В 2018 г. в рамках проведения IV Восточного экономического форума ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ПАО "Аэрофлот" подписано соглашение о намерениях на поставку 100 самолетов SSJ-100 в период до 2026 г.

На авиастроительных предприятиях края осуществлена комплексная модернизация производства. Полный переход на цифровые методы проектирования, технологической подготовки производства позволяет обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность продукции.

Основными предприятиями судостроительной отрасли края являются ПАО "Амурский судостроительный завод" (далее – ПАО "АСЗ") и АО "Хабаровский судостроительный завод" (далее – АО "ХСЗ"), входящие в структуру АО "Объединенная судостроительная корпорация".

ПАО "АСЗ" является самым крупным на Дальнем Востоке судостроительным предприятием. По своему техническому оснащению завод способен осуществлять строительство, ремонт и модернизацию кораблей и судов водоизмещением до 10 тыс. тонн. В течение последних 40 лет завод специализировался на строительстве атомных и дизель - электрических подводных лодок, а также судов специального и гражданского назначения.

За время существования завода с учетом построенных гражданских судов сдано заказчикам около 300 единиц кораблей и судов.

В 2018 г. ПАО "АСЗ" сдан Тихоокеанскому флоту второй корвет проекта 20380 "Громкий", передано ООО "Газпром флот" судно снабжения для работ с плавучими полупогружными буровыми установками проекта 22420 "Иван Сидоренко". Продолжено выполнение работ по строительству двух корветов проекта 20380, второго судна снабжения проекта 22420 "Остап Шеремета", двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов для нужд Сахалинской области.

Заключен контракт с Минобороны России на строительство четырех малых ракетных кораблей проекта 22800 со сроками сдачи до 2026 г.

АО "ХСЗ" является одним из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока, специализируется на строительстве кораблей и судов военно-морского флота и судов разных классов гражданского назначения водоизмещением до1 500 тонн. Предприятие единственное на Дальнем Востоке способно выпускать суда из алюминиево-магниевых сплавов, а также суда с динамическими принципами поддержания.

За время деятельности завода построено более 350 кораблей и судов разных классов и назначений (водоизмещающих, амфибийных, на подводных крыльях и воздушной каверне, из стали и легких сплавов) по 20 проектам. Более 20 боевых кораблей построено для реализации на экспорт.

В 2018 г. предприятием заключен договор на строительство двух буксиров проекта 00440 для эксплуатации ПАО "АСЗ", подписан контракт на строительство понтон-батопорта для КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края".

В 2017 – 2018 гг. сданы два плавучих причала для Минобороны России по заключенному договору субподряда с ООО "Восточная верфь".

В крае действуют предприятия по производству взрывчатых веществ и утилизации боеприпасов, ремонту авиационной техники, капитальному ремонту вооружения и военной техники номенклатуры противовоздушной обороны и военно-воздушных сил.

АО "Дальневосточное производственное объединение "Восход" (далее – АО"ДВПО "Восход") специализируется на расснаряжении, утилизации боеприпасов и производстве промышленных взрывчатых веществ (далее - ПВВ): традиционные граммониты, аммониты различной специфики, прогрессивные эмульсионные взрывчатые вещества.

Кроме того, на базе АО "ДВПО "Восход" совместно с профильными научно-исследовательскими институтами проводится непрерывная работа о разработке, сертификации и дальнейшему производству новых видов ПВВ, более эффективных, экологичных, с замещением дефицитных компонентов на более доступные. 

АО "Хабаровский радиотехнический завод" специализируется на ремонте средств противовоздушной обороны. Предприятием осуществляется ремонт зенитных ракетных комплексов для зенитных ракетных войск противовоздушной обороны, радиолокационных станций для радиотехнических войск противовоздушной обороны, комплексов средств автоматизации подразделений радиотехнических войск.

АО "179 судоремонтный завод" входит в состав АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" и является одним из старейших судоремонтных предприятий Дальнего Востока. Основными направлениями производственной деятельности завода являются: капитальный ремонт дизелей типа М50, M500, Д6 и Д12, доковый ремонт и сервисное обслуживание кораблей в рамках исполнения ГОЗ. Основными заказчикам являются Тихоокеанский флот и Минобороны России.

На базе акционерного общества "12 Авиационный ремонтный завод", старейшего авиаремонтного предприятия на Дальнем Востоке, образовано акционерное общество "Дальневосточный авиационный сервисный центр" (далее – АО "ДАСЦ"). Основными направлениями деятельности АО "ДАСЦ" являются ремонт, сервисное обслуживание и модернизация вертолетов Ми-8, Ми-24 всех модификаций.

Выгодное географическое положение АО "ДАСЦ", техническая оснащенность, высококвалифицированный кадровый состав позволяют заводу до настоящего времени обеспечивать своевременный и качественный ремонт вертолётной техники, в том числе дислоцированной в Восточном военном округе.

Завод "Амурсталь" (ООО "ТОРЭКС-ХАБАРОВСК") − единственный на Дальнем Востоке электрометаллургический комплекс, специализирующийся на производстве широкого сортамента продукции из лома черных металлов: сортовой заготовки, арматуры, катанки, проволоки и др.

ООО "ТОРЭКС-ХАБАРОВСК" реализуется программа развития предприятия, основная задача которого заключается в выводе предприятия на проектную мощность и достижении объема производства более одного миллиона тонн жидкой стали в год.

ООО "ТОРЭКС-ХАБАРОВСК" совместно с компанией D-Steel (Италия) проводится работа по модернизации производства (оптимизация технологического процесса в электросталеплавильном цехе, модернизации линии термоупрочнения, линии упаковки арматуры в прутках, нагревательной печи).

Также прорабатывается вопрос организации на предприятии чугунно-доменного производства, что позволит увеличить объем производства и снизить зависимость от поступления лома черных металлов, а также получить качественно новый продукт за счет использования перворудного сырья.

Предприятие является наиболее крупным экспортером гражданской промышленной продукции. Основной объем поставок приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Корея, Филиппины, Индонезия, Малайзия).

Основной удельный вес в производстве готовых металлических изделий составляют:

- Федеральное казенное предприятие "Амурский патронный завод "Вымпел" (далее − ФКП "АПЗ "Вымпел"). Это одно из самых современных высокоавтоматизированных предприятий Российской Федерации, выпускающее на базе автоматических роторных и роторно-конвейерных патронных линий последнего поколения боевые и спортивно-охотничьи патроны различных калибров для внутреннего рынка и реализации на экспорт.

Предприятием успешно освоено и поставлено на поток широкая линейка боеприпасов для стрелкового оружия калибров 5,45 мм, 7,62 мм, .223 Rem, с различными типами пуль.

С 2013 г. по настоящее время завод является исполнителем государственных контрактов на выполнение работ по утилизации патронов стрелкового оружия калибров 5,45 мм, 7,62 мм.

ЗАО Хабаровское строительно-монтажное управление "Дальстальконструкция" (далее - Управление) осуществляет изготовление и монтаж металлоконструкций любой сложности и объемов, в том числе большепролетных сооружений. Предприятие участвовало в реализации проектов по строительству таких крупных объектов г. Хабаровска  как "Платинум Арена", "Ерофей Арена", "Городской Дворец культуры", "Новый пассажирский терминал аэропорта Хабаровска".

Управление выполняет комплекс строительных работ по изготовлению и монтажу строительных металлоконструкций, "сэндвич" панелей, профнастила. На территории базы предприятия находится цех по изготовлению металлоконструкций, производительностью 1000 тонн металлоконструкций в год.

- ООО "Ремстрой НТВ" является специализированной компанией по проектированию, изготовлению и монтажу фасадных конструкций. С начала работы предприятия реализовано более 100 проектов фасадов.

Производственный процесс включает изготовление светопрозрачных конструкций, навесных вентилируемых фасадов, монтаж на строительных объектах. Высокое качество продукции позволяет обеспечить использование современных материалов и оборудования с отличными эксплуатационными характеристиками, передовые технологии производства и конструктивные решения. Предприятие имеет большой опыт производства фасадных работ как в г. Хабаровске и Хабаровском крае, так и за его пределами.

ООО "СКИФ-М ДВ" осуществляет производство твердосплавного режущего инструмента. Предприятие входит в состав ООО "СКИФ-М", являющегося ведущим в России производителем и экспортером режущего инструмента.

Предприятием освоен выпуск специального фрезерного и сверлильного инструмента. Современное высокомобильное производство, основанное на использовании твердотельного моделирования, системы CAD/CAM и пятикоординатных обрабатывающих центров обеспечивает изготовление в короткие сроки не только серийных, но и специальных фрез. Планируется к изготовлению токарный инструмент.

Созданное в рамках реализации программы локализации производств по выпуску комплектующих для воздушных судов на ТОСЭР "Комсомольск" ООО "СКИФ-М" в настоящее время выполняет изготовление монолитного твердосплавного инструмента для филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина".

Производственные мощности предприятия позволяют создавать продукцию под индивидуальные задачи и потребности заказчика.

Группа компаний "Дальэнергомаш" специализируется на производстве газовых технологических турбин, центробежных компрессорных машин и нагнетателей торговой марки "Дальэнергомаш", очистного дробеметного и дробеструйного оборудования торговой марки "Амурлитмаш", мостовых и козловых кранов торговой марки "КЗПТО".      Завод также оказывает услуги промышленного характера, шефмонтажа, конструкторских и инженерных разработок.

Предприятие имеет собственный инженерный центр и постоянно работает над модернизацией выпускаемого оборудования, повышая его энергоэффективность и надежность.

АО "Дальэнергомаш", осуществляется стратегия расширения рынков сбыта, осваивается новая продукция (модернизированные серийные компрессоры и нагнетатели, турбинные лопатки). Выполняются экспортные контракты на поставку энергетического оборудования и запасных частей к нему в Казахстан, Индию, Польшу, Болгарию и др.

ОАО "Дальхимфарм" – одно из крупнейших фармацевтических предприятий Дальнего Востока. Выпускаемые препараты востребованы не только в регионе и на территории Российской Федерации, но и за рубежом. Экспортные поставки лекарственных средств осуществляются в Узбекистан, Монголию, Казахстан, Туркменистан, Японию и США.

Завод выпускает свыше 120 наименований лекарственных средств, обеспечивает лечебные учреждения Хабаровского края лекарственными препаратами: инъекционные и инфузионные растворы, таблетки, суппозитории, драже, экстракты, сиропы, настойки, мази. В объеме выпуска почти 70,0 % составляют препараты госпитальной медицины.

Предприятие из года в год наращивает объемы выпуска продукции, производство лекарственных средств становится более механизированным, постоянно совершенствуются технологические процессы, проводится модернизация и техническое обновление производства.

С 2018 г. в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие промышленного производства в Хабаровском крае" реализуется новая мера государственной поддержки промышленного производства, предусматривающая совместное финансирование некоммерческой организацией "Фонд развития промышленности Хабаровского края" (далее – краевой фонд) и Фондом развития промышленности (далее – федеральный фонд) на льготных условиях проектов предприятий по организации выпуска новых видов гражданской продукции – займы от 20 до 100 млн. рублей по ставке 1 – 5 % сроком до пяти лет со структурой софинансирования проекта:

70 % займа – федеральный фонд;

30 % займа – краевой фонд.

Первым заемщиком, получившим в 2018 г. поддержку по линии фондов развития промышленности, стало общество с ограниченной ответственностью "Восточная торговая компания" с проектом "Реализация второго этапа проекта развития деревообрабатывающего комплекса: организация производства фанеры, топливных гранул и древесного угля". Реализация проекта предусматривает создание 63 новых рабочих мест на производственных площадках в г. Советская Гавань и пгт. Хор района имени Лазо Хабаровского края. С вводом в эксплуатацию деревообрабатывающих мощностей весь объем заготовленной предприятием древесины будет направляться на производство продукции глубокой переработки.

С 2018 г. реализуется ведомственный приоритетный проект Минпромторга России "Развитие промышленности в г. Комсомольске-на-Амуре", в который включены 48 мероприятий со сроком выполнения до 2025 г., направленных на создание новых производств, увеличение загрузки производственных мощностей основных промышленных предприятий г. Комсомольска-на-Амуре, увеличение количества новых и модернизированных рабочих мест, а также среднемесячной заработной платы работников предприятий.

Легкая промышленность в Хабаровском крае представлена 80 предприятиями, в том числе одним средним – ООО "Комсомолка", расположенном в г. Комсомольске-на-Амуре. Отрасль состоит из субъектов малого и среднего предпринимательства, значительную долю которых составляют микропредприятия, а также производственного сектора (исправительных колоний) УФСИН России по Хабаровскому краю.

Основную продукцию легкой промышленности края составляют текстильные изделия и одежда: постельное белье, домашний текстиль, специальная одежда, носочно-чулочные изделия, школьная форма, а также одежда для мужчин и женщин разных возрастных групп. 

Автомобильные дороги

Протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет 3980,60 км, из которых:

  • 1673,80 км с усовершенствованным покрытием.
  • 2306,80 км с гравийно-щебеночным и грунтовым покрытием. Протяжённость автозимников составляет 248,70 км.

Функции государственного заказчика строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложены на краевое государственной казённое учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог".

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в Хабаровском крае составляет 12 километров на 1000 кв. км территории, при среднем показателе по России 62 километр.

Общая протяжённость автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований, составляет 5 954 км.

По территории края проходят автодороги общего пользования федерального значения общей протяжённостью 454,4 км, в том числе:

  • автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток км 12 - км 240. Протяжённость автодороги отвечающей нормативным требованиям - 49,1 км;
  • автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-375 "Восток" Хабаровск -Находка км 5 - км 209+300. Протяжённость автодороги отвечающей нормативным требованиям – 23,2 км;
  • автомобильная дорога общего пользования федерального значения
    Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск км 2160- км 2165 (автодорожный мост через р. Амур у г. Хабаровска с автодорожными подходами). На всём протяжении отвечает нормативным требованиям.

Указанные участки автодорог находятся на балансе федерального казённого учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток". Данное учреждение обеспечивает содержание и ремонт закреплённых автодорог.

Заказчиком на выполнение работ по строительству и реконструкции участков федеральных автодорог определено федеральное казённое учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства".

Крупнейшими автомобильными дорогами регионального значения являются автомобильные дороги:

  • "Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре", обеспечивает выход сети российских автодорог к крупнейшим административным центрам края г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре, а также к портам Хабаровского края Ванино и Советская Гавань. В 2017 г. завершено строительство этой трассы общей протяженностью 319 километров. В 2019 г. запланирована передача объекта в федеральную собственность;
  • "Селихино – Николаевск-на-Амуре", которая проходит по территории трех районов и является единственной наземной транспортной связью столицы края и Комсомольска-на-Амуре с населенными пунктами в нижнем течении р. Амур, морскими портами Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре;
  • "Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын", которая обеспечит связь краевого центра и г.Комсомольска-на-Амуре с муниципальными центрами Верхнебуреинского района и района им.Полины Осипенко С 2020 г. запланировано возобновление строительства мостового перехода через р. Герби. Разработана проектная документация на участке от п. Герби до п. Сулук, которая получила положительные заключения государственной экспертизы.

С 01 января 2012 г. создан дорожный фонд Хабаровского края. Основным целевым назначением дорожного фонда является строительство (реконструкция), ремонт и содержание действующей сети автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения края в состоянии, обеспечивающем сохранность автомобильных дорог и безопасность дорожного движения.

С 2019 г. на территории края реализуется национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" который нацелен на приведение до конца 2024 г. доли протяженности автодорог регионального значения в нормативное состояние до 50,9%, в городских агломерациях до уровня 85%, а также на снижение количества мест концентрации ДТП в два раза по сравнению с 2017 годом. Проект объединил 104 городских агломерации из 83 субъектов Российской Федерации.

В ходе реализации региональной программы планируется до 2024 г. привести в нормативное состояние более 330 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения края, а также более 400 км дорог в Хабаровской городской агломерации и более 170 км – в Комсомольской.

С 2019 г. Хабаровскую агломерацию кроме города Хабаровска и четырех сельских поселений Хабаровского муниципального района вошли села Бычиха и Казакевичево, Корсаковское, Осиновореченское, Мичуринское, Мирненское, Восточное, Сергеевское, Галкинское, Дружбинское сельские и Корфовское городское поселения Хабаровского муниципального района.

Всего в Хабаровской агломерации на 2019 г. запланировано 54 объекта ремонта. Наиболее масштабные работы в черте города будут проводится и уже проводятся на улицах Выборгской (от ул. Карла Маркса до Восточного шоссе), Краснореченской (завершение реконструкции от ул. Богачева до ул. Прогрессивной), Запарина (от пер. Конечного до ул. Советской, от ул. Советской до ул. Брестской), Джамбула, Калинина и Волочаевская. Запланировано начало реконструкции ул. Тихоокеанской (от ул. Шелеста до ул. Трехгорной).

В план работ Комсомольской городской агломерации включены в первоочередном порядке социально значимые дороги. Запланирован ремонт 21 объекта в рамках проекта, в том числе пр. Первостроителей (от ул. Аллея Труда до жд Вокзала), ул. Павловского (от ул. Севастопольской до ул. Заводской), Магистральное шоссе (от ул. Пирогова до ул. Гагарина), ул. Урожайная (от ул. Пропарочная до ул. Охотская) и автодорога на поселок Берлин микрорайона "Дружба".

На ремонт дорог по проекту в 2019 г. федеральная казна выделит 1 млрд. 130 млн., краевая – 729,5 млн., а муниципальные бюджеты – 170,5 млн. рублей.

В том числе на Хабаровскую агломерацию – 1 млрд. 530 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 680 млн. рублей, краевого – 680 млн. рублей, местного – 170 млн. рублей.

На Комсомольскую агломерацию – 500 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 450 млн. рублей, краевого – 49,5 млн. рублей, местного – 0,5 млн. рублей.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах края, снижения смертности населения от дорожно-транспортных происшествий в крае в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2012 № 146-пр реализуется подпрограмма "Безопасность дорожного движения в Хабаровском крае". Основным мероприятием данной программы является предоставление субсидий муниципальным образованиям края на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Приоритетной целью предоставления данных субсидий является приведение в нормативное состояние пешеходных переходов, в первую очередь расположенных в непосредственной близости от образовательных учреждений.

Благодаря оказанию финансовой поддержки муниципальным образованиям в виде субсидий в течение 2016 г. обустроено в соответствии с требованиями современных национальных стандартов 50 пешеходных переходов, в 2017 г. – 35, в 2018 г. – 81 пешеходный переход. 

Автомобильный транспорт

Автомобильный и городской электрический пассажирский транспорт Хабаровского края – это более 1,5 тыс. владельцев грузового автотранспорта различной формы собственности, занимающихся перевозками грузов транспортом общего пользования. Пассажирскими перевозками в крае на регулярной основе занимаются более 80 автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, одно предприятие городского электрического транспорта. На территории края зарегистрировано более 40,0 тыс. единиц грузового и более 6,0 тыс. единиц пассажирского автотранспорта. Из них около 1 400 автобусов задействованы на регулярных перевозках пассажиров транспортом общего пользования. Число работающих в сфере пассажирских перевозок в крае насчитывает более 3,0 тыс. человек, а в целом в автотранспортном комплексе края, с учетом грузового автотранспорта, вспомогательных организаций, обеспечивающих основную деятельность транспорта общего пользования, трудится около 10,0 тыс. человек.

По итогам 2018 г. грузовым автомобильным транспортом края перевезено более 22 млн. тонн грузов, грузооборот превысил 599 млн. тонно-километров. Автобусами, троллейбусами и трамваями перевезено свыше 105 млн. человек, пассажирооборот составил более 1054 млн. пассажиро-километров.

Маршрутная сеть пассажирских перевозок Хабаровского края состоит из 269 автобусных в том числе 178 муниципальных и 91 межмуниципального маршрутов, семи трамвайных, трех троллейбусных маршрутов. Также по территории края пролегают 10 межрегиональных междугородных маршрутов, на левобережье р. Амур выполняются регулярные пассажирские перевозки по пяти межрегиональным маршрутам пригородного сообщения. Автомобильным транспортным сообщением обеспечена связь краевой столицы с населенными пунктами Амурской области, Еврейской автономной области, Приморского края.

Межмуниципальные регулярные перевозки пассажиров в крае осуществляются по 91 маршруту, в том числе 54 пригородным и 37 междугородным. Перевозка пассажиров по межмуниципальным маршрутам обеспечивается 17 транспортными предприятиями, которые ежедневно выпускают на линию более 240 автобусов. Регулярность движения транспорта на автобусных маршрутах в межмуниципальном сообщении составила более 97 % при заданной 95 %.

Одним из перспективных направлений развития автомобильного транспорта, позволяющим сокращать производственные затраты, повышать привлекательность перевозочной деятельности для предпринимательства, а также, снижать негативное влияние транспорта на экологию, является перевод транспортных средств на газомоторное топливо.

В настоящее время на территории края продолжается работа в данном направлении. В 2018 г. транспортными предприятиями г. Хабаровска и администрацией города приобретено 15 газомоторных автобусов отечественного производства (ВолгоБас), которые эксплуатируются на муниципальных маршрутах. Всего же в настоящее время на маршрутах регулярных перевозок г. Хабаровска работает 89 газомоторных автобусов.

Активно ведущееся в крае дорожное строительство предоставляет для автотранспортников широкие перспективы развития маршрутной сети перевозок. Сдача в эксплуатацию автомобильной дороги "г. Хабаровск - с. Лидога - рп. Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре" позволила открыть регулярное автобусное движение в рп. Ванино и г. Советская Гавань, тем самым расширить возможности транспортного сообщения для жителей края.

Значимым для населения видом межмуниципальных перевозок являются сезонные пригородные перевозки. Они организуются ежегодно в период с мая по октябрь по 20 маршрутам для доставки жителей городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре на дачные участки.

В 2018 г. на сезонных маршрутах выполнено 35,9 тыс. рейсов, что выше соответствующего показателя 2017 года на 500 рейсов. Количество перевезенных пассажиров составило 886,4 тыс. человек, пассажирооборот – 14,83 млн. пассажиро-километров. В 2018 г., в целях обеспечения выполнения сезонных перевозок в соответствии с условиями государственных контрактов из бюджета края выделялись денежные средства в размере 51,3 млн. рублей.

В 2018 г. в соответствии с Законом Хабаровского края от 30 января 2013 г.  № 258 "О наградах Хабаровского края" присвоено почетное звание "Заслуженный работник транспорта Хабаровского края" генеральному директору автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Дальневосточный научно-методический центр охраны труда и безопасности дорожного движения" Насырову Анатолию Аблемитовичу. 

Состояние и развитие водных перевозок в Хабаровском крае

В Хабаровском крае регулярные пассажирские перевозки на речном транспорте осуществляют ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" и ООО "КомПасс".

ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" работает на трех городских и трех краевых маршрутах у г. Хабаровска на теплоходах "Москва" и "Москвич", и на скоростной линии Хабаровск – Победа на теплоходе "Заря", а также на 2 пригородных маршрутах у г. Николаевска-на-Амуре на теплоходе "Ом-5".

ООО "КомПасс" работает на двух пригородных маршрутах из Комсомольска-на-Амуре в Пивань и Нижние Халбы на теплоходе "ОМ-8", на скоростной линии Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре на двух теплоходах "Метеор".

В 2019 г. с целью обеспечения безубыточности перевозок с предприятиями заключены договоры на выполнение перевозок на краевых субсидируемых маршрутах, соглашения о предоставлении субсидий из краевого бюджета для возмещения части затрат на эксплуатацию флота.

Согласно федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация и субсидирование речных перевозок в границах г. Хабаровска относятся к полномочиям администрации городского округа "Город Хабаровск".

Средний возраст судов, работающих на внутри муниципальных линиях составляет 25 лет.

В целях обновления речного флота в 2016 г. в рамках Государственной программы "Развитие транспортной системы Хабаровского края" на АО "Хабаровский судостроительный завод" по договору финансовой аренды (лизинга) с ЗАО "Гознак-лизинг" достроено и в 2017 г. введено в эксплуатацию АО "Хабаровскводтранс" скоростное пассажирское судно глиссирующего типа А45-2 "70 лет Победы" на 100 человек, которое перевозит туристов на международной линии Хабаровск – Фуюань.

В настоящее время на заводе идет достройка еще двух судов данного класса и судна на воздушной подушке проекта СВП-50, пассажировместимостью 50 человек с плановыми сроками ввода в эксплуатацию соответственно в 2021 и 2020 гг.

Данные суда предназначены для удовлетворения потребностей в транспортном обслуживании протяженных межмуниципальных маршрутов.

Протяжённость внутренних водных путей составляет 1 830 км с гарантированными габаритами судовых ходов на водных путях Амурского бассейна Хабаровского края.

Период навигации – 184 дня, с 01 мая по 31 октября.

Речным транспортом в навигацию 2018 г. перевезено 309 тыс. пассажиров.

В Хабаровском крае насчитывается 6 морских портов: Охотск, Николаевск-на-Амуре, мыс Лазарев, Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, из них порт мыс Лазарев не функционирует с 2009 г.

Основными морскими портовыми районами являются Ванинский и Де-Кастри. Их совместная доля от всей переработки морских грузов в крае в 2018 г. составила 98%, в том числе Ванино – 69,3%, Де-Кастри – 28,7%.

В крае действует один речной порт – ОАО "Хабаровский речной торговый порт". Кроме переработки грузов, порт производит добычу песка и песчано-гравийной смеси. Имеет в собственности морской и речной флот. 

Состояние и развитие авиаперевозок в Хабаровском крае

Для организации регулярного воздушного сообщения и доступности воздушного транспорта Правительство края субсидирует авиаперевозки по 16 социально значимым маршрутам.

Благодаря данной мере пассажирские авиатарифы в крае не изменялись с 30 ноября 2016 г.

В 2018 г. авиакомпаниям перечислено 606 млн. рублей субсидий по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края воздушным транспортом, перевезено 69 211 пассажиров, 111 тонн груза и 265 тонн почты.

Кроме того, в крае реализуется региональная программа организации сезонных авиаперевозок граждан молодого и пожилого возраста, инвалидов по тарифам в два раза ниже утвержденных тарифов в период с 1 мая по 30 сентября. В 2018 г. на эти цели направлено более 19 млн. рублей из краевого бюджета

Краевое государственное унитарное предприятие "Хабаровские авиалинии" осуществляет регулярные полёты на самолетах Ан-24, Ан-26, Л-410 из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, Охотск, Нелькан, Советскую Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Аян, Чумикан, Херпучи, Богородское.

По просьбам населения и глав администраций через Комсомольск-на-Амуре выполняются рейсы в Богородское, Херпучи и Чумикан.

АО "Авиакомпания "ЮТэйр – Вертолетные услуги" (ранее авиакомпания "Восток") выполняет регулярные рейсы на вертолетах Ми-8 из Николаевска-на-Амуре в Тугур, Тором, Чумикан, Удское, а также из Хабаровска в Новокуровку и Победу в апреле и ноябре.

АО "Авиакомпания "Аврора" выполняет регулярные перевозки по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре с 01 июня 2018 г. Рейсы выполняются ежедневно на самолетах DHC-8-Q400.

Министерством организована работа по закупке воздушного судна Л-410 краевым государственным унитарным предприятием "Хабаровские авиалинии", в апреле 2018 г. самолет прибыл в г. Хабаровск. Лизинговые платежи за воздушное судно Л-410 составили 48,8 млн. рублей за счет средств краевого бюджета.

В целях развития и модернизации внутрирегиональных авиаперевозок с 01 июня 2018 г. на краевой авиамаршрут "Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск" вышел новый перевозчик – региональная дальневосточная авиакомпания "Аврора", входящая в состав Группы "Аэрофлот". Авиарейсы по маршруту выполняются ежедневно воздушными судами DHC-8-400 вместимостью 70 кресел. Сотрудничество с авиакомпанией повысило качество обслуживания пассажиров.

По сравнению с 2017 годом на 4 % увеличено количество субсидируемых рейсов с целью удовлетворения спроса в направлении г. Николаевска-на-Амуре, рп. Охотска, с. Чумикана, г. Комсомольска-на-Амуре.

Проведены работы по обустройству посадочной площадки Тугур с целью повышения стабильности авиасообщения и уровня транспортной безопасности.

В рамках государственной программы "Развитие транспортной системы Хабаровского края" в 2018 г. начато строительство служебно-пассажирского здания в аэропорту с. Чумикан (завершение – октябрь 2019 г.).

За счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" осуществляется реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск)" (стоимость 9,4 млрд. рублей).

В настоящее время на объекте продолжаются работы по устройству искусственного покрытия из бетона мест стоянок, рулежных дорожек, прокладке линий связи и управления, водосточно-дренажной системы, кабеля силового электроснабжения.

Освоение составляет 6436,6 млн. рублей. Техническая готовность объекта – 84,5 %. Завершение работ – 2020 г.

В рамках ТОСЭР "Хабаровск" идет строительство нового терминала внутренних авиалиний пропускной способностью 3 млн. человек в год. Объем инвестиционных вложений в проект – 4,9 млрд. рублей (3,9 млрд. руб. за счет кредитных средств ведущих российских институтов развития – ВЭБ и АО "Фонд развития Дальнего Востока", 1 млрд. руб. – собственные средства российских и японских инвесторов). Генеральный подрядчик строительства – турецкий консорциум ЛимакМаращстрой, имеющий большой международный опыт инфраструктурного строительства.

Готовность объекта на текущий момент составляет 51%. Закончены фундаментные и железобетонные работы, смонтирован металлический каркас здания, осуществляется монтаж остекления. Ведутся фасадные работы, устройство внутренних инженерных систем и коммуникаций, проводится обустройство привокзальной площади. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 4 квартал 2019 г.

В транспортном комплексе в результате проведенной министерством промышленности и транспорта края работы с Минвостокразвития Россиии, Минтрансом России, Росавиацией по вопросу повышения доступности авиатранспортного сообщения регионов Дальнего Востока с европейской частью России достигнуты следующие результаты.

Программа льготных авиаперевозок между Дальним Востоком и европейской частью страны на магистральных линиях реализуется за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства России от 02.03.2018 № 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В соответствии с постановлением Правительства России от 14.11.2018 № 1372 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в 2019 г. увеличен период выполнения перевозок по специальному тарифу с 1 января по 31 декабря (в 2018 г. с 01 марта по 01 декабря), а также отнесены к категории лиц, обладающих правом на приобретение авиабилетов на воздушные перевозки по субсидируемым тарифам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении многодетные родители. 

Состояние и развитие железнодорожных перевозок в Хабаровском крае

По территории края пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем сообщении обеспечивает Дальневосточный филиал акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" и в пригородном сообщении – акционерное общество "Экспресс Приморья" (протяженность железных дорог в крае составляет 2 150 км, в пригородном сообщении – 177 км.).

Наиболее востребованными направлениями из Хабаровска являются Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Владивосток, Благовещенск, Чегдомын. В пригородном сообщении перевозки осуществляются круглогодично до станций Волочаевка-1, Вяземская и Хор, а в дачный сезон дополнительно вводятся электропоезда до станций Николаевка и Кругликово.

В 2018 г. железнодорожным транспортом перевезено 4,8 млн. пассажиров или 103,5 % к уровню 2017 г. (в том числе в дальнем сообщении 3,83 млн. человек или 104,5 % к уровню 2017 г. и в пригородном сообщении 0,97 млн. человек или 99,8 % к уровню 2017 г.).

В 2018 г. перевозчику перечислены субсидии из краевого бюджета за 100 % выполнение объема вагонокилометровой работы 1 715 272 ваг-км в сумме 75 434 080,04 рублей (107 % к уровню 2017 г. – 70 369 650 рублей), перевезено 587 255 человек при плане предприятия 574 956 чел. или 100,3 % к уровню 2017 г. – 585 315 человек, при установленном тарифе для населения на уровне 2017 г. в размере 25,3 рублей за 10 пасс-км.

В 2019 г. схема курсирования пригородных поездов сохранена. С перевозчиком заключены договор и соглашение, тариф оставлен на уровне прошлого года (субсидия из краевого бюджета составляет 60,7 млн. рублей, тариф для населения 25,3 рублей за 10 пасс-км. Согласно экспертному заключению комитета по ценам и тарифам Правительства края необходимый размер субсидии на 2019 год составит 75,2 млн. рублей. Требуется дополнительно из краевого бюджета 14,5 млн. рублей).

Для повышения качества обслуживания пассажиров в 2018 г. произведен капитальный ремонт пассажирских платформ на станциях Ванино и  Герби, вокзалов станций Красная Речка и Мылки, выполнены проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту вокзалов станций Новый Ургал, Бикин, пассажирской платформы станции Юбилейная, санитарной комнаты вокзала станции Хор, строительству навеса на платформе № 2 вокзала станции Хабаровск-1. Выполнена модернизация технических средств обеспечения транспортной безопасности вокзала ст. Хабаровск-1.

Во исполнение п. 17 раздела I долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, совместно с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" утвержден план по обновлению пассажирского подвижного состава поездов, курсирующих в направлении г. Комсомольска-на-Амуре.

Согласно плану перевозчиком в 2018 – 2020 гг. планируется заменить 46 выбывающих по сроку службы вагонов в поездах дальнего сообщения, из них в 2018 г. заменены 16 вагонов, в 2019 г. планируется заменить 16 вагонов, 2020 г. – 14 вагонов (в поездах 351/352 "Владивосток – Советская Гавань" и № 363/364 "Тында – Комсомольск").

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.

Инвестиционный проект утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.10.2014 № 2116-р. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2017 № 2958-р внесены изменения в инвестиционный проект "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" в части продления сроков реализации инвестиционного проекта c 2017 по 2019 годы.

Целью проекта является развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускной и провозной способностей Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, развитие сортировочных, предпортовых и припортовых станций и пограничных переходов Дальнего Востока, реконструкция и модернизация верхнего строения пути и искусственных сооружений, строительство технологического жилья.

В соответствии с паспортом проекта провозная способность железной дороги на различных участках увеличится от 1,3 до 2,5 раз по сравнению с уровнем 2012 г., в том числе на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино в 2 раза и составит 37,1 млн. тонн грузов к 2020 г.

В границах Хабаровского края в рамках инвестиционной программой ОАО "РЖД" в 2018 г. освоено 18,8 млрд. рублей, из них на развитие железнодорожной инфраструктуры Комсомольского региона 13,8 млрд.  рублей. Проведены работы по реконструкции станций и разъездов, строительство второго пути и 2-х двухпутных вставок.

В 2019 г. в инвестиционной программе ОАО "РЖД" на развитие железнодорожной инфраструктуры в границах края предусмотрено 22,0 млрд. рублей, их них на развитие железнодорожной инфраструктуры Комсомольского региона 16,4 млрд. рублей, продолжаются работы по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО "РЖД".